Это был конец пятидесятых годов. Разрушенный во время Великой Отечественной войны город Минск только-только еще понемногу отстраивался. Очень много людей ютилось в маленьких комнатушках старых довоенных уцелевших от бомбежек домов или наскоро построенных после войны бараков. Но дух свободы, отвоеванной у фашистов, и вера в счастливое будущее своей страны никому не позволяли унывать. Люди жили с надеждой на то, что скоро они будут жить лучше, построят себе благоустроенные квартиры, а их дети, которых в это время рождалось очень много, вырастут образованными и материально обеспеченными людьми. Главное, чтобы не было войны!
Мой отец, былой фронтовик, работал с утра до ночи, а мама, как могла, управлялась с домашними делами и растила нас, трех своих малолетних детей. Старшая сестра уже ходила в школу, а мы с братом, погодки, сидели дома (детских садов в то время было мало). Самыми любимыми развлечениями для нас тогда были детские игры, которых наша мама знала великое множество – прятки, считалочки, ладушки, ниточки, строили домики из спичек и т.д.
Мама у нас была большая рассказчица. Она сама сочиняла и рассказывала нам сказки и разные истории. Родившись в бедняцкой крестьянской семье, она смогла окончить лишь четыре класса начальной школы. Читать умела, писала, но со множеством ошибок. Однако, сама испытав все тяготы голодного детства и военной юности в оккупации в спаленной немцами деревне с больными родителями, мама всеми силами стремилась выучить своих детей и дать им достойное для лучшей, чем у нее, жизни образование.
Что же у нас, малышей, для этого было в те годы?
Радиоприемник. Да, да! Мы его слушали с утра до ночи. Он практически не выключался. Это было квадратное коричневое радио. Оно висело на стене в нашей единственной комнате шести квартирного одноэтажного деревянного довоенного дома. Там, где все мы спали, ели, учились, играли и работали.
В шесть утра с боем Кремлевских курантов и гимном Советского Союза просыпалась мама, чтобы топить печь, варить еду, отправлять на работу отца, старшую сестру в школу, а потом уж заниматься нами, своими младшими детьми. В двенадцать часов ночи по радио двенадцать раз пробивали куранты, и снова торжественно звучал гимн. Мы с братом, лежа в постели "вольтом" рядом с мамой, старались не спать, пока не услышим его.
По утрам мы заслушивались детскими радиопостановками с участием известных в то время артистов театра. Их теплые искренние голоса до сих пор звучат в моем сердце. По вечерам мы бежали к радиоприемнику, чтобы послушать новую интересную сказку. Сколько радости и счастья они приносили нам!
Мама записалась в детскую библиотеку и приносила домой детские книжки. Она читала нам русские народные сказки. С каким удовольствием мы слушали их! Сказки – "Мальчик-с-пальчик", "Крошечка-Хаврошечка", "Кощей Бессмертный", "Гуси-Лебеди", "Лисичка-сестричка и волк", "Сивко-бурко", "По щучьему веленью", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "Иванушка-дурачок", "Иван-царевич и серый волк", "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча" мы с братом готовы были слушать помногу раз. Как жадно мы вслушивались в каждое мамино слово, а читала она медленно, и с нетерпением ждали продолжения рассказа. Сколько детских мыслей, фантазий и образов рождалось в нашем воображении в эти минуты!
В пять лет мой брат выучился читать по букварю нашей старшей сестры, а вслед за ним научилась читать и я. До школы брат сам одолел толстенную книгу русских народных сказок и очень гордился этим. Конечно, я в то время не могла сравниться с ним. Мама хвалила брата и хвасталась его успехами перед всеми соседками нашего двора. А я с глубоким уважением смотрела на брата и перелистывала потемневшие от времени залоснившиеся страницы старой книги в потрепанном переплете. Если я не ошибаюсь, в ней не было картинок, но были красивые витиеватые буквы в начале каждой сказки.
Это были «Народные русские сказки», собранные в девятнадцатом веке русским ученым фольклористом А.Н. Афанасьевым.