Эта история случилась когда-то давно в стариннейшем городе Европы, расположенном на берегу реки Вислы.
Каждый день на Рыночную площадь к костелу Успения Пресвятой Девы Марии приходил неизвестный художник. Он расставлял свои картины возле башен костела с надеждой, что хоть одно из этих полотен продаст заезжим туристам. Художник был талантливым, его картины отличались простотой и искренностью. Можно было часами стоять и любоваться ими. Многие из людей так и делали. Мало у кого находились деньги, чтобы купить картину. Только иногда мастеру везло, и какой-нибудь чудак, влюбившись в "неземное творение", покупал его, не жалея денег.
Доходы от продажи картин были небольшие. Их хватало художнику только на то, чтобы приобрести свежие краски и новые кисточки, как-то прокормиться, одеться и немного обустроить свое жилье. Всю жизнь он прожил в родном городе. У него не было денег на дальнюю поездку, а сюжеты для картин этот талантливый человек придумывал, любуясь старинными дворцами и башнями города, его широкой полноводной рекой.
Конечно, художник любил все созданные им картины, и когда одна из них уходила от него к новому хозяину, тосковал, будто терял что-то дорогое и родное. Но были у мастера три картины, с которыми он никогда не смог бы расстаться.
На первой картине была изображена маленькая девочка с ясными голубыми глазами и светлыми волосами. Приглядевшись, можно было найти в ее чертах большое сходство с чертами самого художника. Но, у художника не было дочери. Он только всю жизнь мечтал о ней. Вот почему эта картина была ему так дорога.
На второй картине красовался огненно-рыжий молодой жеребец с развевающейся на ветру пламенной гривой. Он весь светился, словно ярчайший солнечный луч. Из-под копыт коня вылетали искры огня, он был готов умчаться далеко за горизонт. Художник всю жизнь мечтал о таком жеребце, о том, как на нем он объездит весь белый свет, и потому ни за что на свете не хотел расставаться со своей мечтой.
На третьей картине художник нарисовал белую голубку. Его птица была чиста, легка и хрупка, как воздух. Мастер очень любил эту картину, ему казалось, что в голубке живет душа его возлюбленной, которую он когда-то встретил на своем жизненном пути, а потом, случайно, потерял. Эта же, нарисованная им самим, белая птица всегда была рядом. Она дарила надежду и веру в счастье.
Три самые дорогие сердцу картины художник всегда носил с собой. Он выставлял их на площади, но не продавал. С маленькой девочкой, что была изображена на первой картине, подружился трубач. Каждый час для всех, кто был на площади, этот смелый юноша подавал сигнал точного времени с высокой башни Мариацкого костела. А в свободное от работы время юный трубач перемигивался с маленькой подружкой с картины художника. Девочка в это время оживала и весело улыбалась своему другу. Огненный конь со второй любимой картины мастера, очутившись на площади, тоже оживал. Он следил за всем, что происходило здесь, и порой ему казалось, что он, сливаясь с лучами солнца, летит по мощеным камнем улицам старинного города, а звон его золотых подков отражается от толстых стен дворцов и башен.
Вот только белой голубке с третьей картины художника никуда не хотелось лететь. Даже на площади, где было столько простора и свободы, она не пыталась взлететь, а только сидела, сложив крылья и наблюдая за художником. Эта нарисованная птичка, будто живая душа, была влюблена в своего творца и даже не помышляла расстаться с ним, так же как и он с ней.
Однажды к художнику подошел иностранец и стал уговаривать продать ему картину с белой голубкой. Художник отказывался, но иностранец был очень настойчив. После долгих уговоров, он предложил мастеру такую сумму денег, что тот не устоял и продал дорогую сердцу голубку. "Ничего страшного, – решил художник, – я ее снова нарисую". Так картина и уехала с новым хозяином далеко в неизвестную страну.
Вначале мастер переживал, что отдал в чужие руки любимую картину, потом успокоился. За те деньги, что выручил от продажи, он смог купить себе более подходящую квартиру и был этому очень рад. Но, как ни старался художник нарисовать новую белую голубку, схожую со старой, ему не удалось это сделать. Каждый раз, как только он брался за кисть и садился рисовать, краски на полотне начинали расплываться, и тот образ, который ему хотелось запечатлеть на картине, никак не получался.
Вот так с тоской и печалью в сердце постаревший художник и прожил остаток жизни. Перед смертью он все же зашел в тот самый костел Успения Пресвятой Девы Марии, у которого потерял последнюю надежду на счастье, и исповедовался. Он покаялся перед Господом Богом, что когда-то так легкомысленно предал свою самую заветную мечту.