Вход | Регистрация
Внеклассное чтение
Внеклассное чтение
Отправляетесь в отпуск с детьми, и не хотите нагружать багаж книгами - возьмите Репку с собой. Все сказки для внеклассного чтения собраны здесь!
Все сказки в алфавитном порядке ЗДЕСЬ!
Давно ли вы читали детскую литературу? Окунитесь в детство - мир волшебства - на нашем замечательном портале Репка!
Не можете читать сейчас?..
Возьмите сказку с собой, скачав ее в удобном для Вас формате.
PDF, EPUB, FB2, HTML, TXT
Категории

Аудио

Стихи

Басни

С картинками

Популярные сказки
Автор: Домаренок Татьяна    |    Просмотры   61   |    Понравилось   0

Скачать СкачатьPDF | EPUB | FB2 | HTML | TXT
Можно прочитать за 8 мин.
Самотканый рушник маме в подарок

Этим летом Катюша приехала погостить к бабушке Наде в Налибокскую пущу. Бабулина деревня расположена на берегу реки Ислочь. А вокруг – поля, за полями – густые боры, где растут столетние ели и сосны, дубы и ясени, березы и клены. Катюша любит приезжать сюда, потому что здесь можно вдоволь насладиться ароматами полевых и лесных трав, свежескошенной травы, позагорать и покупаться, походить в лес за ягодами и грибами. А рядом, по соседству, живут ее ровесницы, подруги – Маша и Вера. В городе Катюша все время говорит по-русски, а приедет в деревню и тут же переходит на белорусский язык. Но, как же иначе, ведь вокруг только и слышна белорусская речь. А девочке это нравится. Она любит родной язык, он такой красивый и певучий. Катина бабушка практически всю жизнь прожила в деревне и редко выезжает куда-нибудь.
– Моя жизнь здесь, на моей родине, в деревне. И зачем мне куда-то ехать, когда я люблю эту землю и жить без нее не смогу. Здесь мои корни", – говорит она внучке.
То, что ее бабушка Надя коренная жительница Налибокского края, Катюша прекрасна знает. Еще она знает и то, что когда-то давно здесь, в этой деревне, жила бабушка Аня, Катина прапрабабушка. Это она научила Катину бабулю, а в то время – девочку Надю, ткать на кроснах. Кросны – старинный деревянный ткацкий станок. Он достался бабушке Наде по наследству. Сейчас он стоит в дальнем углу ее дома. Бабуле нет времени ткать, ведь летнею порою у нее всегда много дел. Много сил отнимают домашние заботы – корова, свиньи, куры, огород, да и в лес за ягодами и грибами бабушка ходит. "Что запасешь за лето – то и съешь зимой", – так она любит говорить внучке. А зимой, бабуля часто садится за свои старинные кросны. И вот результат, он везде в ее доме – эти красивые рушники, наволочки и покрывала, скатерть на столе и салфетки. "Вот мне б так научиться и соткать хоть один рушник", – завидует Катюша умению своей бабушки.
Не раз и не два она слушала рассказы о том, как в давние времена люди в деревнях занимались ткачеством. Вначале они растили лен. Ведь это из него потом шились рубахи и сарафаны, юбки и платки. Чтобы сделать нитки изо льна, по весне нужно было посадить в землю семена и вырастить колосья. Потом их сжать, вытеребить, вымочить, высушить, размять, вытрепать, расчесать гребнем, чтобы получилась мягкая пушистая льняная кудель. Затем эту кудель надевали на прялку и тянули из нее тонкую нить, которую накручивали на веретено. Чем искусней была мастерица, тем тоньше у нее получалась нить, тем потом лучше и аккуратнее ткалось льняное полотно.
И только осенью и зимой, когда работы в поле и огороде убавлялось, девушки и молодые женщины садились за работу, чтобы создать из этой самодельной льняной пряжи свои будущие домотканые изделия. Хозяйки ставили кросны у окна своего дома и долгими зимними днями и даже вечерами при свете лучины (это свечка из деревянной щепки) под тихие напевы любимых песен ткали тонкие льняные полотна, чтобы потом, по весне, отбелить их и сшить себе к лету обновки.
На белых рушниках и скатерти в бабушкиной комнате Катюша видит красивые узоры. Она знает – это старинный белорусский орнамент. Его придумали люди в те далекие времена, чтобы оберегать дом от порчи, сглаза, злых сил, бед и лишений, болезней. И получается, что эти бабушкины рушники и скатерть, салфетки и покрывала – оберегают и хранят ее дом!
Еще в городе, готовясь к поездке, Катюша решила, что уговорит бабушку показать ей, как работают кросны. Девочка была уверена, что научится ткать и к отъезду соткет рушник с орнаментом в подарок маме ко дню рождения. "Конечно, придется трудиться и помогать бабушке, чтобы она смогла быстрее управляться с домашней работой, а на мое обучение у нее оставалось время", – понимала внучка. В сердце у Катюши затаилось такое огромное желание удивить и обрадовать неожиданным подарком маму, что она соглашалась на все трудности ради осуществления своей задумки. "Я помогу бабуле в огороде, помогу и в доме. Я умею – еду сварю, пол подмету и помою, кур и поросят покормлю, даже смогу подоить корову", – думала девочка.
Приехав в деревню, она тут же принялась за работу. И бабушка, глядя на старание внучки, вскоре согласилась на ее уговоры. Как-то раз она сказала, глядя в горящие глаза Катюши:
– Ну, садись за кросны, раз так не терпится. Буду тебя учить!
А внучка уже не раз и не два подходила к старинному деревянному ткацкому станку, трогала натянутые нити, рассматривала рамку, блестящий искусно выточенный из дерева челнок, похожий на миниатюрную лодочку. И вот началась учеба.
– Смотри! Внутри челнока намотана нить. И теперь его нужно отправить в плавание поперек натянутых нитей. Эти нити, словно ручейки, впадают в большую реку, по-нашему, вплетаются в гладкое полотно твоего рушника.
Слушая бабушкины советы, Катюша и не заметила, как освоилась, и дело быстро пошло. И вот уже она самостоятельно ткет свой первый в жизни рушник! Шаг за шагом, ряд за рядом создавалось белое льняное полотно, и как-то совсем незаметно, но, конечно же, под руководством бабушки, на полотне появился орнамент из маков с красными лепестками и черными серединками.
Через несколько дней Катюша доткала свой первый рушник. Взяла его в руки. Поднесла к лицу. А он мягкий, пушистый, пахнет полем, лесом, цветами и такой красивый! Девочка подняла рушник вверх и от радости, что ее заветное желание исполнилось, закружилась в вальсе!
– Ла! Ла-ла, ла-ла, ла-ла! – пела ее восхищенная душа.
И все в доме радовались вместе с нею.
Старинные ходики на стене постукивали в такт: – Тук! Тук-тук, тук-тук, тук-тук!
Кошка на окошке мурлыкала: – Мур, мур, мур-мур, мур-мур!
Ну, а бабушка смотрела на свою дорогую девочку и улыбалась. В этот момент казалось, что в сумерках уходящего дня по ее старому доброму дому летает вовсе не рушник, а волшебная белокрылая птица!
– Я подарю его маме на день рождения! – веселилась девочка. – А себе сотку еще один!
– Обязательно соткешь, еще лучше, еще краше он у тебя получится, вот увидишь!
Бабушке было приятно, что Катя сама захотела научиться работать на старинных кроснах. Ведь этот ткацкий станок – семейная реликвия. Она вспоминала, как будучи такой же девчонкой, тоже соткала свое первое в жизни изделие, белую скатерть с ярким цветочным орнаментом, в подарок маме, Катюшиной прабабушке!
"Очень хорошо, – думала бабушка Надя, – что моя девочка научилась ткать. Теперь она не забудет это старинное ремесло и когда-нибудь вернется к нему снова. А сотканные рукотворные вещи – рушники, скатерти, салфетки – все, что сделаешь сам, будут защищать дом, станут оберегом от бед и несчастий. Потому что в них живет свет и теплота твоей души".


Репка Сказки